Тормозная система, что к чему
Тормоза
Тормозная система является, едва ли не самой главной частью любого транспортного средства.
Наверное, идея тормоза, как технического устройства появилась незамедлительно, после изобретения колеса. Как знать возможно, в тот день, когда человек решил прокатиться на колесе. Влетев туда, куда влетать ему совсем не хотелось, он осознал, что без тормозов, перспективы развития колёсного транспорта не очень радужны. Человек любит управлять процессом, а не быть его заложником. Поэтому, не мудрствуя лукаво он принялся за дело, и с тех пор все никак ни остановится. Тормозные системы не перестают совершенствоваться. Чем выше скорость, тем лучше должен работать механизм остановки. И эволюция колеса, непременно тянет за собой эволюцию тормоза.
В современных транспортных средствах, тормоза это — сложная многокомпонентная система с использованием высокоточной электроники и компьютерных технологий. На легковые авто устанавливают гидравлический привод, в нем, в превалирующем большинстве случаев, используется тормозная жидкость. Состав и характеристики тормозной жидкости отличаются. Их классифицируют по показателям, таким как температура кипения и вязкость в соответствии с нормами DOT – Department of Transportation (Министерство транспорта, США).
Тормозная система и ее элементы
Как правило, в каждом автомобиле будет присутствовать следующий набор элементов: педаль тормоза, центральный тормозной цилиндр, вакуумный усилитель тормозов, тормозные трубки. А также суппорта, колодки, диски или барабаны.
Педаль тормоза
Самая близкая и понятная водителю деталь. Жмешь на нее, машина тормозит, жмешь сильно, машина остановится. Технически педаль передает усилие от нажатия на поршни главного цилиндра.
Тормозной цилиндр
При помощи гидравлики передает усилие от педали на суппорт. Он состоит из корпуса с камерами, в которых находится тормозная жидкость. А также поршней, которые нагнетают давление в системе.
Вакуумный усилитель
Часть гидравлической системы, как правило располагается вместе с тормозным цилиндром. Он увеличивает тормозное усилие, при помощи разницы в давлениях его камер.
Тормозные трубки
Жёсткие магистрали, по которым жидкость поступает к суппортам. Чаще всего их делают из стали, меди, медно-никелевого сплава. Непосредственно к самим суппортам крепятся гибкие шланги. Они необходимы потому, что концы колес свободно перемещаются относительно корпуса транспортного средства. Как правило, заводские OEM-шланги это — полимер с толстым резиновым покрытием. Для тюнингованных машин последнее время применяют SS-шланги или, другими словами, магистрали из нержавеющей стали (Stainless Steel). Эти тормозные магистрали изготовлены из тефлона (политетрафторэтилен) с оплеткой из нитей нержавеющей стали.
Суппорт
Слово происходит от латинского supporto — поддерживаю. В общем функция этого узла и состоит в передерживании или перемещении по заданной траектории колодок.
Тормозные колодки
Неподвижный элемент дисковой тормозной системы. Колодки, состоящие из фрикционного материала скрепленные со стальными опорными пластинами. Пластины удерживаются на месте суппортом и прижимаются к диску поршнями суппорта при надавливании на педаль.
Тормозной диск
Вращающаяся часть дисковой тормозной системы, к поверхности которого, с помощью поршней суппорта, прижимаются неподвижные тормозные колодки. По существу является частью пары трения. Конструкция состоит из двух частей центральной ступичной части (колокола) и рабочего полотна (ротора). Как известно, бывают диски сплошные (слитные), где ротор и колокол представляют собой единое целое. И диски составные(сборные), в которых есть две скрепленные детали. Поверхность ротора так же делится на типы: гладкий, перфорированный, с насечками, перфорация плюс насечки. Все это может повлиять на эффективность торможения и качество езды в целом.
Тормозные барабаны
Это вид тормозной системы, в которой барабан закреплен на ступице и вращается вместе с колесом. Тормозные колодки находятся внутри барабана, и раздвигаясь, тормозят о поверхность барабана.
ABS
Антиблокировочная тормозная система независимо определяют скорость и динамику торможения каждого из колес транспортного средства. При помощи микропроцессора ABS может изменять и регулируя давление в системе, что в свою очередь поможет предотвратить блокировку колес. Как правило большинство современных легковых автомобилей оснащены АБС.
Тюнинг тормозной системы
Если вы решили заняться тюнингом автомобиля, одним из пунктов обновление будет тормозная система. Излишне говорить, что как правило OEM колодки также не предназначены для интенсивного использования. К сожалению, большинству штатных тормозных систем не хватает достаточной тепловой мощности. Способности системы поглощать и передавать тепло за счет проводимости. Конвекции и излучения в воздух или окружающую структуру во время интенсивного вождения.
Поэтому при выборе высокоэффективных тормозных систем на замену штатной следует учитывать несколько факторов. С вниманием стоит отнестись к следующим параметрам: во-первых, производительность и безопасность, во-вторых, простота установки, в-третьих, стоимость. Цель состоит в том, чтобы выбрать систему, которая надежно удовлетворит ваши долгосрочные потребности с наименьшими трудностями и наименьшими затратами. Существуют формулы для расчета динамики торможения транспортного средства. Благодаря им можно произвести нужные расчеты.